Сценарий для проведения праздника Масленицы в подготовительной группе детского сада
«Ишь ты, Масленица»
В понедельник вместе с ребятами нужно сделать чучело Масленицы, ведь по традиции оно изготавливалось именно в этот день. Поскольку на территории детского сада вряд ли разрешат разведение большого костра на участке, чучело может быть совсем небольшим. Заранее необходимо рассказать ребятам о масленичной традиции сжигать чучело, с чем это связано (проводы зимы), и объявить конкурс на лучший эскиз чучела Масленицы.
Также, на участке стоит всем вместе построить снежный городок — в четверг, во время гуляний ребята будут его защищать от непрошеных гостей.
Праздник стоит начать в четверг, с утра.
В группу после завтрака неожиданно забегает необычный персонаж — мальчик в большом тулупе и огромной шапке, которая спадает ему на глаза (мальчик может быть семи-восьмиклассником, тулуп получится из большой мужской дубленки, или ватника, а шапка может быть кроличьим треухом). Под мышкой неизвестный мальчик держит большой глиняный горшок.
Мальчик:
— Помогите! Спрячьте меня быстрее! За мной тут гонятся!
Воспитательница:
— Это что же ты натворил, если за тобой гонятся, мальчик?
Мальчик:
— Нет времени объяснять! Спрячьте меня!
Воспитательница:
— Да как же я тебя спрячу, если не знаю, что ты сделал? А может быть за тобой полиция гонится, а я тебя как преступника скрою? Мне тогда плохо будет!
Мальчик:
— Вот вы увидите сейчас — кто за мной гонится, и сами решите, отдавать ему меня или нет!
Скидывает тулуп, шапку, запихивает горшок под один из столов, и садится рядом с ребятами на ковре (как-будто прячется). Хватает машинку или кубики, и делает вид, как-будто играет, так же как и остальные дети.
В этот момент вваливается большой мужчина «барского» вида — тоже в тулупе, боярской шапке, с кнутом.
Барин:
— Где он? Я вас спрашиваю — где этот малолетний разбойник?
Воспитательница:
— Ну, во-первых, здравствуйте. Во-вторых, малолетних разбойников у нас здесь хоть отбавляй — вам какого? В-третьих, за всех этих разбойников я отвечаю головой, поэтому сначала объясните — что случилось?
Барин:
— Начнем с того, что он спер у меня горшок с маслом.
Воспитательница:
— Не выражайтесь, пожалуйста. Они хоть и разбойники, но все-таки малолетние!
Барин:
— Ну, украл. Масло-то не его! Поехал я собирать с крестьян оброк, да у деда с бабкой этого хулигана свой законный горшок и забрал. А мальчишка пришел ко мне на двор, сторожиху мою обхитрил, да горшок унес!
Воспитательница:
— Так может, это масло последнее у деда с бабкой было? А ты его забрал, и не совестно тебе было. А с чем же старикам Масленицу встречать?
Барин:
— Да, вот еще — в подельниках у пацана как раз этот Масленица и есть! Сторожиха моя сказала — пришел Масленица, свое забрал, да ушел. Я сразу понял, что мальчишка здесь замешан. Так что подавайте мне еще и Масленицу в придачу!
Воспитательница (говорит тихо, обращаясь к группе):
— Да, ситуация непростая. Ребята, что же нам делать? Ведь мальчик вернул свое масло, чтобы его дедушке с бабушкой было с чем блины поесть. Обманул, конечно, нехорошо это, но ведь кого обманул — жадину и глупца. Давайте все-таки мальчику поможем, а за это возьмем с него слово, что он больше обманывать не будет.
Поворачивается к Барину:
— Знаешь что, дядя? Давай ка мы все же сначала проверим — прав ты или нет. Мы знаем, где мальчик спрятался, но тебе не скажем, пока не убедимся — хороший ты или плохой. У нас есть первое задание — посмотрим, умеешь ты делать что-нибудь сам, или за тебя другие работают! Видишь, мы пока играли, разбросали все игрушки. Собери-ка их как полагается!
Барин начинает убираться, но все у него валится из рук
Воспитательница:
— Да, видно что ты не привык ничего руками делать сам. Только вот у стариков последнее можешь забрать. А ну, ребята, давайте покажем этому взрослому лентяю, как надо убираться!
Ребята быстро собирают игрушки
Воспитательница:
— Ну что, пойдем на прогулку? У нас там, уважаемый, крепость построена снежная. Вот вы говорите, что Масленица была с мальчиком за компанию… Масленицу мы, так и быть, вам отдадим. Она у нас как раз в крепости спрятана. Завоюете крепость, Масленица ваша!
Барин:
— Да я воин знатный! В молодости на войну ходил с этими, как их называют-то…
Воспитательница:
— С татаро-монголами?
Барин:
— Нет… ну как же они…
Воспитательница:
— С войском Идолища Поганого? С Лихом Одноглазым?
Барин:
— Нет, забыл! Как дубинкой мне по голове попало в той войне, так и забыл, с кем бился! Да, у меня там Сторожиха на улице, за конем смотрит, так я ее с собой возьму, пусть мне поможет крепость брать!
Воспитательница:
— Ну что ж, пойдем, проверим, какой ты вояка!
Когда ребята выходят, во дворе встречают толстую бабу, укутанную в платки — Сторожиху, которая караулит коня, запряженного в сани. Главный сюрприз в том, что конь настоящий — пони, запряженный в небольшие сани, человек на двух.
Мальчик идет во двор вместе со всеми, и занимает оборону в снежном городке. Барин и Сторожиха начинают штурмовать крепость, а дети пытаются им помешать в этом. Конечно, отрицательным персонажам придется поддаваться, устраивать забавные сценки: например, сталкиваться друг с другом и падать в снег; делать вид, что чей-то снежок попал в глаза, и ничего не видно, и т. д. Крепость не должна быть взята.
Барин:
— У-ф-ф-ф, ну что, Маруся, мы с тобой, кажется проиграли… Ну и защитники у этой крепости!
Сторожиха:
— Ох, Барин, говорила — не связывайтесь! Да и я уж стара для таких дел-то!
Воспитательница:
— Ну что, проиграли? Масленицу мы вам тогда не покажем! А вот вы должны как-то ребят вознаградить. Лошадка у вас, я смотрю, замечательная, и санки крепкие! Давайте покатаем ребят по дорожке, вокруг детского сада!
Устраиваются катания на санях вокруг детского сада.
Барин:
— А где ж все-таки эта Масленица? Где она прячется?
Воспитательница:
— Какой же ты невежа все-таки, а ведь немолодой уже человек! Масленица — это не живое создание, это символ проводов зимы и встречи весны! Вот, посмотри на свою Масленицу!
Ребята выносят из снежного городка маленькое чучело Масленицы на шесте, и втыкают его в специально отведенное для небольшого костра место.
Воспитательница:
— Вот, смотри, смотри на свою Масленицу! Мы сейчас сожжем это чучело, и тогда по осени будет хороший урожай!
Масленица сжигается, пока она горит, ребята могут петь заранее разученные масленичные колядки. Причем Сторожиха не отстает — она тоже смешно поет какую-нибудь колядку.
Воспитательница:
— Так, идем все срочно греться!
Сторожиха:
— Ой, а можно я тоже пойду с вами погреюсь?
Воспитательница:
— Ну что, ребята, возьмем с собой Марусю? Она вроде и не злая, кто ж виноват, что хозяин у нее такой вредный?
В группе Барин начинает подозрительно посматривать на Мальчика, ведь он выделяется среди остальных — он и выше, и очевидно старше.
Барин:
— А скажи мне, образованная женщина, что это у тебя за переросток такой в группе?
Воспитательница:
— А, это… Этот мальчик просто очень много ест! Ест-ест, ест-ест, все никак не остановится, все от него прячем, а он находит и опять есть! Вот вчера нашел связку баранок, и половину, представляешь, стрескал! На пять сантиметров за ночь подрос!
Сторожиха:
— Ох, на целых пять сантиметров!
Воспитательница:
— Вот мы сейчас посмотрим! Принесите нашу связку баранок!
Ребята приносят из спальни большую связку баранок.
Воспитательница:
— Еще вчера в этой связке было ровно сто баранок. После того как наш ненасытный мальчик съел почти половину, давайте посчитаем — сколько их там.
Барин:
— Да тут и угадывать нечего, половина от ста — пятьдесят! Ну и обжора же ты, мальчик!
Воспитательница:
— Ребята, давайте все-таки посчитаем, сколько у нас точно осталось в связке.
Распускает связку, все начинают вслух считать. Заодно учатся считать десятками. Баранок оказывается пятьдесят одна (или сороке девять).
Сторожиха:
— Не твой день сегодня, Барин! Не везет тебе чего-то!
Барин:
— Да, что-то мне с утра не поперло. Ну ладно, но мальчишка у вас подозрительный все-таки!
Начинается обед
Воспитательница:
— Мы вас приглашаем вместе с нами к столу. Сегодня все-таки широкая Масленица, а в этот день принято ходить в гости и встречать гостей, поэтому добро пожаловать, угощайтесь нашими блинами! С маслом!
Когда все начинают есть блины с маслом, Барин вдруг начинает беспокоиться:
— А масло-то, масло у вас откуда? Откуда взяли масло, спрашиваю?
Нянечка:
— Да не знаю я, вон, под столом стояло в горшке! Такое хорошее, жирное масло! Стоит себе, ничье, да мы его и снесли на кухню, а там и блины им заправили! Нравится?
Барин:
— Это же мое, мое масло! Нет, это все-таки проклятый мальчишка! Ничего он у вас не вырос, это тот самый пацан! А ну ка иди сюда!
Мальчик вскакивает, и начинает бегать от Барина кругами по группе, приговаривая:
— Что, Барин, понравились тебе блины — масленые, жирные такие? Вот тебе и Масленица! Попробовал Масленицу? И не для тебя это масло, а для добрых людей!
Выбегает из группы, Барин за ним. Сторожиха встает:
— Охо-хо! Опять надул мальчишка старого жмота! Пойду потихоньку… Спасибо вам, ребята, за угощение и веселье, а то ведь с Барином моим особенно не разгуляешься! Хорошо все-таки, что масло вам досталось, а не этому пню старому и жадному!
Кланяется, уходит
Воспитательница:
— Ну что, ребята, давайте к тихому часу готовиться? Мне кажется, мы с вами доброе дело сделали, Барина наказали, Масленицу как следует отметили, теперь и отдохнуть пора.
Заходит нянечка:
— А парень-то не промах! Пробежал через кухню, горшок свой схватил, а там масла еще половина!
Воспитательница:
— Слышали, ребята, и дедушке с бабушкой масла еще останется! Пойдемте отдыхать!
После тихого часа стоит устроить конкурс блинов, и тут же на полдник опробовать все блюда. Рецептов блинов огромное количество, поэтому, если мамам ребят дать задание испечь блинов с разными начинками, припеками, то все они получатся совершенно разные, и можно придумать множество номинаций — «Самый поджаристый», «Самый сладкий», «Самый сытный», «Самый тонкий».
Автор: Настя Задорожная