Праздники

День воспитателя 2022 в России

День воспитателя

Праздник всех дошкольных работников

Какого числа день воспитателей    История праздника педагогов


В 2022 году 27 сентября в России празднуется День воспитателя и дошкольного работника.

Праздник этот сравнительно молодой, гораздо моложе самого «виновника торжества» – детского сада. Первый раз его отметили в 2004 году по инициативе педагогического сообщества, а в 2022 году День воспитателя будет праздноваться уже в 17-й раз.
Целью этого памятного дня стало привлечение внимания к дошкольному образованию и воспитанию в целом, а также к тем людям, кому мы доверяем самое дорогое – наших детей, причём в особенно нежном, важном, открытом и потому уязвимом возрасте.

День воспитателя полюбился и прижился в России. Он стал возможностью сказать спасибо добрым, внимательным и чутким людям, находящимся рядом с малышами, признаться им в своих чувствах.

Да, не у всех и не всегда возникают тёплые чувства к детсадовскому детству и для этого есть масса причин, но мы сегодня будем говорить только о хорошем: о прекрасных высоконравственных и человечных воспитателях, чей труд ох как нелёгок, и о благодарных, уважающих своих «садовниц» детях и родителях.

Последнее определение воспитателя не случайно. Заглянем в историю! Первый детский сад открылся в 1837 году в Тюрингии, в городе Бад-Бланкенбурге. Сделал это Фридрих В. Фрёбель – талантливый педагог и ученик Песталоцци. Человек, беззаветно любящий детей.

Вот некая программа воспитания детей по Фрёбелю, кажется, она осталась необычайно современной и важной: «упражнять душу, укреплять тело, развивать чувство и пробуждающийся рассудок, знакомить с природой и людьми».

Название «детский сад» стало своеобразной концепцией – в противовес существовавшему тогда «дневному приюту для малолетних». Это место, где растут, расцветают, крепнут «цветы жизни» – дети. Но такое объяснение было бы слишком простым.

Метафора «детский сад» для Фрёбеля становится несколько бОльшим и символизирует «равнение» на естество и Природу в воспитании детей. А кто же может трудиться в саду? Только садовницы! Именно так он называл воспитательниц, и в этом не было ни капли иронии.

Труды Фрёбеля были оценены лишь небольшим количеством педагогов и родителей, его книги не переводились на другие языки, а сами сады существовали неофициально. Верх брали школы для малышей, где основной задачей было обучить детей максимальному количеству навыков и умений.

Снова ситуация выглядит очень современно. Кажется, спираль времени сделала очередной виток: не на эту ли тему сейчас ломают копья приверженцы «раннего развития» и «естественного воспитания»?

А что же происходит с детскими садами в России? Кажется, менталитет нашей страны не слишком годится для подобных экспериментов: понятие семьи и рода раньше чтилось, и воспитанием детей занимались мамы, бабушки, старшие сёстры, не доверяя эту ответственность посторонним людям. К. Ушинский тоже считал семью наиболее подходящей средой для развития ребёнка.

Однако, вместе с теорией коммунизма в 19 веке появилась идея раскрепощения трудящейся женщины, необходимости её активного участия в общественной и производственной жизни, а также идея общественного воспитания, впервые высказанная К. Марксом и Ф. Энгельсом. Согласно ей, только воспитание в специальных учреждениях может позволить вырастить наиболее гармоничного и всесторонне развитого члена общества.

Так появились первые дошкольные учреждения и в России. Сначала принцип «большой семьи» был для них ключевым, а потом акцент, к сожалению, всё же сместился в сторону общественного воспитания.

Так что своё начало День воспитателя берёт аж в 1863 году (в некоторых источниках – 1866г.) – именно в этом году и именно 27 сентября был открыт в Петербурге первый платный детский сад.

Несмотря на то, что до этого дня уже были попытки создания дошкольных учреждений, именно эта дата считается отправной точкой дошкольного воспитания и образования в России.

А. Симонович – создательница этого детского сада – в своей работе считала важным близость к природе и национальному характеру, она использовала идеи К. Ушинского и Фрёбеля, занималась не только практикой, но и теорией воспитания и педагогики. Супруги Симонович создали первый в России журнал по дошкольному воспитанию, который так и назывался: «Детский сад».

В 1871 году в Петербурге открываются первые курсы по подготовке детских садовниц – так воспитатель становится профессией. А в 1919 году была поставлена задача создать сеть дошкольных учреждений «в целях улучшения общественного воспитания и раскрепощения женщины».

Воспитатель сегодня – профессия очень сложная. Помимо собственно детей, чьё воспитание и становление требует колоссальной любви и нравственности, определённых личностных качеств, образованности, терпения и сил, есть ещё РОНО и СЭС, методисты, программы, постоянные отчёты, нехватка кадров, невысокая зарплата.

Сложно остаться в этих условиях истинной «садовницей» или душевной и внимательной Ариной Родионовной из «Усатого няня», и удаётся это немногим. Но тем ценнее эти прекрасные люди!

Обидно, что часто мы помним своих первых учительниц и совсем не помним первых воспитательниц – такова особенность детской памяти. Но эту несправедливость можно исправить в День воспитателя, 27 сентября мы от души поблагодарим замечательных воспитателей и дошкольных работников и поздравим их с их профессиональным праздником.
Автор: Юлия Белоусова

Просмотров всего 5 984 и сегодня 1

Оставить комментарий

Капча *

Adblock
detector